Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 1 мая 2007 года.
— Владыка, в 1995 году Вы назначены ректором Московской духовной академии и семинарии, хотя фактически работать начали раньше, и даже окончили сами это духовное учебное заведение. Вы, конечно, можете сравнить Ваши студенческие годы и сегодняшний день Академии и семинарии. Можно ли сказать, что разница за эти годы значительна?
— Да разительная просто. Когда я пришел в семинарию в 1980 году, мы прекрасно понимали, что мы изгои общества. Мы знали, что мы — люди второго сорта. Но все осознанно пришли в семинарию, чтобы посвятить свою жизнь будущему служению Церкви в сане священника. Потом события стали развиваться молниеносно. 1985 год — приход к власти Горбачева. Некие послабления. Тогда разрешили принимать в Московскую семинарию неограниченное количество студентов.
— То есть конкурса не было как такового?
— Нет, конкурс был. Конкурс всегда был. К тому историческом этапу осталось в Русской Православной Церкви только три семинарии и две Академии. Это наша Московская академия и семинария, Санкт-Петербургская академия и семинария и Одесская семинария. С 1985 по 1988 год существовали эти три семинарии и две академии, но набор был увеличен. А 1988 год явился переломным. Стали открываться духовные учебные заведения. В настоящее время у нас уже более 60 учебных заведений на канонической территории Русской Православной Церкви. Это территория СНГ. Только в России около 30 семинарий сегодня.
Конечно, тогда мы чувствовали себя в некоем ограниченном мире. Это был наш церковный мир. Сейчас отличие в том, что мы вышли за стены той же Троице-Сергиевой Лавры, за ограды храмов, и уже Церковь сейчас может вещать истину Христова Евангелия народу Божию, всем, кто интересуется. Например, сегодняшняя передача православного телеканала подтверждает те глобальные изменения, которые произошли в нашем обществе.
— А студенты как-то поменялись? Действительно, тогда, в годы Вашего студенчества поступали люди, истинно убежденные в правильности выбранного пути. А сегодня? Есть ли случайные люди? Те, которые хотят «попробовать»?
— Вы знаете, я бы так не сказал, что случайные, но, может быть, не до конца понимающие и осознающие ответственность этого служения. Благо, что они приходят. Они получают знания, вливаются в церковную жизнь, которая существует в Лавре и в Академии, но, может быть, не до конца осознают ту ответственность служения, которое им предстоит проходить. Это вполне естественно. Нельзя говорить, что это их личный недостаток. Особенность сегодняшней семинарии в том, что она «помолодела». У нас большая часть студентов после средней школы, это
Слава Богу, что конкурс у нас есть, люди молодые к нам идут, хотят в будущем стать священниками.
— Вы, как председатель Учебного комитета возглавили очень важное дело — реформу духовной школы, которая должна соответствовать требованиям современной жизни. Что нужно сегодня реформировать, на Ваш взгляд, в нашей духовной школе и какой должен быть результат этой реформы?
— Вы очень правильно сказали, что произошли изменения в обществе. Сама по себе реформа не должна проводиться ради реформы. Она должна отвечать именно современному положению общества. И мы должны готовить будущих священников, которые могли бы осуществлять свою миссию именно в современном обществе. Нужно изучать историю? Нужно. Нужно изучать опыт Церкви прошлых годов и даже веков? Нужно. Но VII, X, XVII века ушли в историю. Мы сейчас живем в XXI веке. Именно в этом обществе, секуляризированном. В обществе, которое очень много критикует, предъявляет определенные требования, во многом кичится и гордится своим образованием и свободой. Я считаю, это две большие проблемы. Апостол Павел сказал, обращаясь к обществу своего времени: «Всю жизнь учащиеся и не могущие дойти до познания истины». Как актуально звучит для нашего времени! Вторая проблема, о которой я сказал, — общество гордится свободой, не понимая, что по многим параметрам впало в произвол. Свобода в православном понимании — это очень большая ответственность, это жесткие нравственные рамки. По крайней мере, для православного человека.
— А у нас это вседозволенность...
— А у нас свободу понимают как возможность говорить, что я хочу, что я думаю и т. д. Увы, это ложное мнение. Мы должны подготовить такого священника, который бы прекрасно это знал и понимал.
В сложнейшие
Сейчас одна из задач реформы — ввести эти предметы. Очень важно, чтобы наши студенты, выпускники знали эти проблемные вопросы. Вопросы жизни, вопросы философии, вопросы истории и т. д.
Мы перешли с четырех на 5 лет образования в семинарии. Практически все наши семинарии сейчас пятигодичны. Плюс второй этап — это уже Академия трехгодичная.
— То есть фактически студенты получают абсолютно полноценное, даже более того, образование как светское, так и духовное.
— Да.
— Владыка, я знаю, что в 2006 году Вы подписали соглашение о сотрудничестве Московского государственного университета с Московской духовной академией. Стал ли этот пример образцом для других светских и духовных учебных заведений? И как сейчас развивается ваше сотрудничество? У вас общие корни — это славяно-греко-латинская академия ваших вузов.
— Да, действительно, я бы не сказал, что это яркий пример. Хотя это примером является. В епархиях очень много договоров, которые подписаны между семинариями, епархиями, различными вузами. Поэтому здесь ничего такого сверхъестественного не произошло. Тем более, что Виктор Антонович Садовничий очень активно помогал в целом в продвижении и утверждении стандарта теологии. Появились такие новые формы обучения, как Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. У него даже не было помещений, ничего не было. Они нашли приют в Московском государственном университете. Мы подписали соглашение в целом с университетом, и у нас договор с философским факультетом, с факультетом иностранных языков, намечены программы с историческим факультетом. Я думаю, будем далее расширять.
Другое дело, что объемы, количество обучающихся, профессуры в Московском университете и у нас отличаются. У нас в настоящее время обучается около 730 человек. Но люди не знают совершенно о нашей системе образования. Они всегда удивляются: «Как вас много!». Хотя хочется, чтобы было больше.
— А каков конкурс на сегодняшний день?
— В настоящее время конкурс около трех человек на место в семинарию. Это несмотря на то, что было 3 семинарии, стало около 60 учебных заведений. Конкурс по-прежнему остается. Самый большой конкурс у нас в иконописную школу. Доходит до 9 человек на место. Иконописных школ еще мало. Хотя мы принимаем не очень много. Тем не менее, такой конкурс есть.
— Действительно, в Московском университете появилась специальность «Теология». Она появилась и в Екатеринбурге, и уже был выпуск студентов-теологов. Сейчас вопрос состоит в том, будет ли теология признана как наука? Будут ли защиты диссертаций по этому предмету? Насколько это важно?
— Да, это вопрос проблематичный. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что семь десятилетий жесткого атеизма не прошли бесследно. Они очень глубоко укоренились в умах многих представителей науки. Когда только начинался диалог после 1988 года, всегда нам говорили и кивали: «У нас светское государство». Наш встречный вопрос: «Что значит светское?» Их ответ: «Значит, атеистическое». Почему атеистическое? Светское государство не ведет пропаганды антицерковной, антирелигиозной. Оно уважает и тех, и других, и третьих, и даже дает право им в рамках закона проповедовать о своей религии. И в том числе об атеизме и т. д. В настоящее время разительно изменился подход к этим вопросам. Если ранее совершенно не хотели слышать, всегда говорили о нас: «Вы отделены от государства, и никаких отношений мы с вами иметь не будем», то сейчас идет диалог. В настоящее время (я пока не буду забегать вперед и об этом не буду подробно говорить), готовятся определенные поправки в законы. И об образовании, и о свободе совести, касающиеся нашей сферы деятельности, — но не будем забегать вперед.
— Даст Бог, все получится. В 1990 году в Вашем учебном заведении открылась иконописная школа, известная по всей стране. Это была первое учебное заведение для иконописцев. Туда, говорят, было невозможно поступить во время первого набора. Такой был ажиотаж, интерес у людей. Как сейчас живет иконописная школа? Где мы можем увидеть ваши работы, в каких храмах?
— Храмов очень много. Даже в Магаданском соборе полностью иконостас есть. Заказов очень много. Все хотят получить иконы, которые написаны в древнем стиле, в котором пишет наша иконописная школа. Мы пишем иконы не в живописном стиле, а именно в древнем стиле. Есть такая шутка: «Икона XVII века, а иконописец еще жив». Именно написано в том стиле. Иконостас нижней, Преображенской церкви храма Христа Спасителя написан частично нашими иконописцами. Мы не участвовали в конкурсе по росписи основного храма Христа Спасителя, потому что он написан в другом стиле, живописном.
Конечно, иконописная школа не возникла на пустом месте. Это был иконописный кружок. В те годы открытие какого-то нового подразделения или иконописной школы не мыслилось, потому что идеология просто запрещала. Были дозволены только Семинария и Академия. Поэтому это был кружок, монахиня Иулиания трудилась. Начиная с послевоенных лет: как только открыли Лавру, открыли академический храм. И до сих пор есть иконы, роспись в нижней части притвора нашего Покровского академического храма, которая написана ею. Ее ученики работают до сих пор, они как раз составили костяк преподавательского состава нашей иконописной школы.
— У нас есть вопрос от телезрителя: «Грехов много, а что такое смертные грехи?»
— Да, грехов действительно много. Грехов, которые уводят человека от спасения. Можно сказать, что всякий грех уводит от спасения, но смертные грехи — те, которые кардинальным образом влияют на жизнь человека и направляют его от спасения. Так, если кратко, можно сказать. Нельзя думать: если я не имею смертных грехов, есть какие-то мелочи, то я живу беспроблемно....
— И миную Страшный Суд...
— Да. Давайте представим: человека отягощает один какой-то большой грех, очень большой, тот, который называется смертным. Есть масса мелких грехов. Давайте представим их как мелкие песчинки. Возьмем житейский пример. Пловец сможет плыть с камнем? Камень — это большой грех, а мелкие грехи — это мешок с песком. Они могут быть одинаково тяжелыми — как камень, так и песок. Поэтому не надо успокаивать себя, «у меня нет смертных грехов, есть только мелкие, а мелкие — это пустяк». Нужно прежде всего настроить себя на покаянный образ жизни. Покаяние — начало нашего спасения.
— Еще послушаем вопрос: «Идут дискуссии по поводу того, что теология — ненаучные знания. Я человек верующий, мне это неприятно слушать, но что я могу возразить? Сформулируйте, пожалуйста».
— Мы уже частично коснулись этого вопроса. Это инерция мышления, которое существовало в нашей атеистической среде, в нашем атеистическом государстве. Но давайте посмотрим опыт Церкви, опыт вообще человечества. Человечество прошло такой большой период и христианство существует уже более двух тысяч лет. Более тысячи лет оно на русской земле. И посмотрите, сколько было различных, если мы касаемся науки, работ, написанных на духовные темы. Говорят, «философия — служанка богословия». Но, как один император у нас сказал: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Если мы сейчас будем жить по этим словам, то философия вообще никакая не наука. А богословие — это образ жизни, подтвержденный самой наукой.
Часто мы говорим, что наукой может заниматься кто угодно, даже человек совершенно неправославный. Но здесь я бы хотел обратить внимание: прежде всего, христианство, Православие — это не отвлеченная философская наука. Все, что человек мыслит, изучает, он должен воплощать в своей жизни. Священное Писание — не книга, которая должна красоваться на полке вместе со всеми остальными. Знаете, чем отличается атеист, который очень много знает в религиозной сфере? Он знает о Боге. Я помню, когда мы учились в семинарии, мы услышали, что продается «Справочник атеиста». И даже «Настольная книга атеиста» продавалась. Мы все побежали покупать, потому что там очень много было сведений. И до сих пор эти книги где-то у меня есть.
— Польза есть от них некая, но только людям подготовленным...
— Потому что там очень все четко было расписано: данные по церквям, по государствам и т. д, насколько государство считало, какую информацию нужно поместить. Так вот: атеист всегда знает очень много, и может больше нас знать. Знает о Боге, но не знает Бога; это принципиальное отличие. Поэтому иногда говорят, что богословие, теология — не наука (а теология и богословие — это одно и то же, просто у нас приняли западное произношение: теос — Бог). Но посмотрите опыт всех стран. Почему у нас стали открывать теологические факультеты в государственных и негосударственных вузах? Потому что люди, занимающиеся наукой (конечно, не все), стали понимать, что университет в полном смысле этого слова может быть тогда, когда он имеет теологический факультет, а значит, и науку.
— Еще вопрос: «Звоню из г. Ахтубинска. Меня зовут Людмила. Скажите, почему Православная Церковь, на мой взгляд, немножко отошла от четвертой заповеди?»
— Почему вы считаете, что она отошла?
— Не то что отошла, просто мы вместо празднования субботы празднуем воскресенье.
— Когда был дан человечеству Ветхий Завет, основным днем была суббота. Как мы знаем из Священного Писания, Христос пришел, отменил субботу, и основным днем стало воскресенье. Почитание седьмого дня — воскресенья, осталось — уже в православном понимании. Христос отменяет старый Закон и вводит новый Закон. Об этом в Священном Писании сказано. Поэтому здесь...
— Заповедь не нарушаем.
— Ни в коей мере. Тем более, что Воскресение Христово (мы сейчас переживаем все этот праздник, продолжается сорок дней после основного дня праздника Пасхи, Воскресения Христова) — это апогей, это смысл всего нашего бытия здесь, на Земле. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и тщетна вера наша». Вот и все.
— Владыка Евгений, вы возглавляете Учебный комитет, Вы знаете ситуацию с духовными учебными заведениями в нашей стране. Растет ли их количество, или сегодня уже количество должно перейти в качество?
— Мы всегда говорили о том, что не ради количества нужно работать, хотя в
— Практикуют, скажем так...
— Да. И сейчас сектор заочного обучения идет на уменьшение. Мы надеемся, что если не совсем исчезнет, то он, по крайней мере, будет уменьшаться.
Последняя семинария, которая была открыта, — Хабаровская духовная семинария, и последнее училище, которое было открыто, — Якутское духовное училище: две духовные школы, которые открыты именно на Дальнем Востоке, поскольку он наиболее пострадал в плане «работы» против Церкви. Поэтому руководством Церкви было принято решение. При поддержке губернатора — это факт, иначе очень сложно было бы открыть — такие учебные заведения были открыты. Сейчас действительно темп открытия духовных учебных заведений замедлился. Они будут открываться, но не так уже массово, и более строго мы будем подходить к этому вопросу. Чтобы были уже помещения, чтобы можно было посадить первый курс, — по крайней мере, одну группу — и была перспектива на следующий год — второй, третий, четвертый, и пятый. Чтобы эта динамика прослеживалась. В противном случае ничего открываться не будет. Ну и, естественно, подготовка кадров, потому что наши академии работают, и Богословский Свято-Тихоновский университет, и т. д. Так что здесь планы большие.
— То есть сейчас священнику очень важно иметь духовное богословское образование.
— Важно было всегда его иметь. Другое дело, возможности не было. Сейчас, возможность есть.
— Вы как-то сказали, что развитие информационной деятельности Церкви — это одно из приоритетных направлений православной миссии в современном мире, средство консолидации чад Русской Православной Церкви. Я знаю, что недавно Вы освятили Центр информационных технологий. Есть Интернет-сайт. До сих пор бытует среди людей православных и неправославных мнение о том, что чрезвычайная информатизация нашей жизни не пойдет никому на пользу...
— Мы живем в такое время, когда информации очень много. Конечно, эти опасения небезосновательны со стороны православных людей, прежде всего потому, что из того же Интернета человек может почерпнуть очень много плохого.
— И из жизни, в общем-то, тоже...
— В том-то и дело. Давайте выйдем за пределы храма, и мы увидим столько грязи! Даже не выходя из квартиры, мы можем смотреть телевидение, купить журналы, газеты и увидеть эту грязь. Давайте тогда вообще уйдем от мира. Это не спасение. Нужно смотреть на вещи реально. В наших условиях есть возможность вещать о Христе через Интернет. Значит, это надо делать. И мы будем это развивать. Определенная часть общества, в частности, молодое поколение, очень интересуется Интернетом. И «пропадает» в этом Интернете. Наша задача показать ему красоту Православия. Он не идет в храм. Ему не интересно. До сих пор есть эта инерция: «Ну, это что-то отсталое, теология — не наука, храм — там собрались одни бабушки», и т. д. Хотя сейчас, зайдя в храм, видишь, что там не одни бабушки...
Мы не отрицаем, что здесь нужно заинтересовать подчас какой-то «картинкой» впечатляющей, а через «картинку» уже показать всю глубину Православия. Это наша задача, и мы будем использовать технологии для миссии в современном обществе.
— Нужно все-таки иметь голову на плечах и хоть самые начатки духовного образования. Слава Богу, сейчас такая возможность есть: не только высшие духовные заведения и духовные семинарии, но и воскресные школы и курсы в общеобразовательных школах. Это уже поможет людям «зерна от плевел» отделять.
— Другое дело, что все-таки Церковь за семь десятилетий была ослаблена очень сильно, и она не может охватить все общество, как это нужно бы сделать, как бы хотелось. Но мы живем в такой ситуации...
— Даст Бог, эти времена впереди.
— Да, да.
— Спасибо Вам большое, Владыка! Благословите наших телезрителей.
— Я, пользуясь случаем, что сейчас Пасхальные дни, хотел бы поприветствовать вас всех Пасхальным приветствием: Христос Воскресе! И пожелать вам помощи Божией в ваших трудах каждому на своем месте. Бог вам в помощь.
Беседовала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!